Вниманию жителей и гостей города!
« НазадСегодня трудно представить город без моста, тем более стоящий на Волге. Но Симбирск долгое время был таким. Только 18 октября 1916 года, 105 лет назад, была перерезана лента по открытию нового железнодорожного моста, соединившего два городских берега.
Строительство второго по величине моста в Европе началось весной 1913 года. В Симбирске это была первая всероссийская стройка. Здесь действительно решался вопрос общеимперский. В 1913 году на стройке были представлены рабочие следующих губерний: Варшавская, Воронежская, Калужская, Казанская, Рязанская, Орловская, Тамбовская, вся Прибалтика, Украина, Кавказ и так далее, около 4 тысяч рабочих.
Над проектом работал русский инженер и учёный Николай Аполлонович Белелюбский, уже построивший к этому времени в России около ста мостов. Строители должны были возвести пролётные строения над Волгой, островом и речкой Часовенной Воложкой, оборудовать береговые подходы и выполнить массу других работ.
Мост планировали построить за два года. Но что только не препятствовало строительству. Сначала был пожар 1914 года. Между опорами шесть и семь ферма пролёта номер восемь фактически выгорела. Всё обрушилось. Фактически пришлось вести работу заново. Ещё одно происшествие - грандиозный оползень Симбирской горы 1915 года разрушил восемь уже построенных опор аркады, железнодорожные пути, часть пассажирского вокзала у спуска к Волге, пострадало много жилых домов и различных построек. Две такие трагедии плюс первая мировая война - строительство моста отодвинулось. Количество строителей значительно сократилось, многих забрали на фронт. Но, несмотря на все трудности, мост был сдан в кратчайшие сроки, через 1307 дней. Он стал крупнейшим в России и одним из крупнейших на тот момент в мире.
5 октября 1916 года по старому стилю, 18 октября по новому состоялось его торжественное открытие. Ближе к полудню служители местных храмов во главе с епископом Симбирским и Сызранским преосвященным Назарием совершили торжественный молебен и освятили мост. Выступил симбирский губернатор Александр Степанович Ключарев. Городской голова Леонид Иванович Афанасьев поблагодарил всех, кто принимал решение о его строительстве, самих строителей — от министров до простых рабочих, отметив, что наконец-то сбываются мечты Симбирска.
Ещё до начала строительства мост был назван «Императорский Его Величества Николая II». В дореволюционных документах это название часто употреблялось в сокращённых вариантах: «Императорский» или «Романовский». А в марте 1917 года он был переименован в «Мост Свободы». Официальное название моста «Императорский» возвратили в 2009 году, когда открыли новый мост через Волгу, назвав его «Президентским», хотя фактически от старых пролётов уже тогда ничего не осталось. Они были демонтированы в 2003-2008 годах и вместо них были установлены новые, более современные.