Уважаемые предприниматели!
« НазадЗащита Отечества является не единственной обязанностью военнослужащих. Они также должны платить законно установленные налоги и сборы. Поскольку сроки уплаты налогов и сдачи отчетности не смещаются из-за введенной в России частичной мобилизации, у потенциальных призывников, пребывающих в запасе, все чаще возникают вопросы относительно того, как им не накопить налоговую задолженность за время прохождения военной службы, каким образом вовремя сдать отчетность и избежать ответственности за нарушение установленных сроков и порядка ее представления.
На самые распространенные вопросы ФНС России дала ответы в своем Письме от 28 сентября 2022 г. № АБ-4-19/12835@ (далее – Письмо ФНС России № АБ-4-19/12835@). Оно касается налогоплательщиков – физлиц и ИП, включая самозанятых. Некоторые разъяснения в части постановки мобилизованных граждан на налоговый учет представлены также в Письме ФНС России от 4 октября 2022 г. № КВ-4-14/13178@ (далее – Письмо ФНС России № КВ-4-14/13178@).
Портал ГАРАНТ.РУ систематизировал самые интересные вопросы и ответы с учетом норм действующего налогового законодательства и разъяснений налоговой службы.
Исполнение налоговых обязанностей налогоплательщиками-предпринимателями и самозанятыми
Для налогоплательщиков-бизнесменов, включая самозанятых, призываемых на военную службу в рамках частичной мобилизации, процесс исполнения налоговых обязанностей немного сложнее, чем для физлиц – часть обязанностей им нужно будет делегировать своим доверенным лицам, а часть – заблаговременно (до отправления в воинскую часть) перевести в автоматический формат (например, настроить автоплатежи и т. п.).
Нужно ли самозанятому сниматься с учета в случае мобилизации?
Нет, это делать необязательно. Если у самозанятого нет облагаемого НПД дохода, то налог начисляться не будет (Письмо ФНС России № АБ-4-19/12835@).
Как самозанятому, призванному на службу по мобилизации, оплатить налог за предыдущий налоговый период, который выставят к оплате после его отправления в воинскую часть?
ФНС России предлагает три возможных пути решения этой проблемы:
- настроить автоплатеж в разделе "Платежи" приложения "Мой налог" – тогда необходимая сумма будет списана с карты автоматически;
- уполномочить кредитную организацию на оплату налога, предоставив ей соответствующие права в приложении "Мой налог" – с перечнем кредитных организаций, осуществляющих информационный обмен с ФНС России, можно ознакомиться в разделе "Партнеры" приложения "Мой налог", а также на сайте npd.nalog.ru/credit-orgs/;
- попросить уплатить налоги родственников, друзей и т. п. – это можно сделать через функцию "уплата за третье лицо" в сервисе "Уплата налогов и госпошлин" на сайте ФНС России – там можно и оформить платежное поручение с указанием ИНН самозанятого, за которого уплачивается налог, и произвести оплату онлайн.
Налоговики напоминают, что информация о сумме налога отобразится в приложении "Мой налог" или его веб-версии не позднее 12-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (Письмо ФНС России № АБ-4-19/12835@).
Как мобилизованному ИП представить расчет по форме 6-НДФЛ в налоговый орган?
Если сам ИП, являющийся налоговым агентом, не успеет представить расчет, за него это может сделать уполномоченный представитель по доверенности. Последняя должна быть нотариально заверена. Если заранее ИП не озаботился оформлением такой доверенности, то для этих целей подойдет и доверенность, заверенная командиром воинской части (Письмо ФНС России № АБ-4-19/12835@).
Как мобилизованному гражданину сдать налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ?
Декларацию по форме 3-НДФЛ за мобилизованного гражданина в налоговый орган может представить уполномоченный представитель по доверенности – нотариально заверенной или приравненной к таковой (например, заверенной командиром воинской части) (Письмо ФНС России № АБ-4-19/12835@).
Нужно ли исчислять страховые взносы в фиксированном размере за период мобилизации?
Нет, период мобилизации приравнивается к периоду прохождения военной службы, а за время, когда предпринимательская или иная профессиональная деятельность не ведется, страховые взносы в фиксированном размере не уплачиваются (п. 7 ст. 430 НК РФ, Письмо ФНС России № АБ-4-19/12835@).
Как мобилизованному налоговому агенту представить расчет по страховым взносам за работников?
Сделать это можно в установленном порядке через представителя по доверенности – нотариально заверенной или приравненной к таковой (например, заверенной командиром воинской части) (Письмо ФНС России № АБ-4-19/12835@).
Каким образом представлять налоговую и бухгалтерскую отчетность в налоговый орган при условии мобилизации ИП или руководителя организации?
Для этого необходимо оформить доверенность на уполномоченного представителя организации, по которой он сможет представлять интересы компании, в том числе – сдавать отчетность в налоговые органы. Оформить такую доверенность проще до направления в воинскую часть, но если доверенность требуется от уже мобилизованного руководителя организации, то она может быть заверена командиром воинской части (Письмо ФНС России № АБ-4-19/12835@).
Аналогичный порядок действий предусмотрен и для ИП. При этом, если срок действия электронной цифровой подписи ИП истекает, то получить сертификат может представитель ИП по доверенности – однако в этом случае владельцем сертификата будет являться именно представитель, а не ИП (раздел официального сайта ФНС России "Часто задаваемые вопросы", октябрь 2022 года).
Как перевыпустить квалифицированную электронную подпись ИП в случае мобилизации?
При наличии у ИП действующего сертификата, полученного в УЦ ФНС России, перевыпустить его можно в "Личном кабинете налогоплательщика – индивидуального предпринимателя". Кроме того, за получением КЭП можно обратиться в любой налоговый орган, где оказывают такую услугу, – перечень удостоверяющих центров ФНС России представлен на одноименной странице официального сайта налоговой службы (раздел официального сайта ФНС России "Часто задаваемые вопросы", октябрь 2022 года).
Как мобилизованному ИП подать заявление о прекращении деятельности?
В связи с частичной мобилизацией ФНС России упростила порядок представления в налоговые органы заявления о прекращении деятельности в качестве ИП – заявление можно подать в электронном виде с использованием электронного сервиса, размещенного на сайте ФНС России в разделе "Сервисы / Государственная онлайн-регистрация бизнеса/ Индивидуальные предприниматели / Прекращаем деятельность". Этот сервис позволяет сформировать и направить электронное заявление как с использованием, так и без использования электронной подписи.
В свою очередь, сервис "Государственная онлайн-регистрация бизнеса" в части возможности направления заявления о прекращении деятельности в качестве ИП без электронной подписи доработан и сейчас позволяет направить заявление без дальнейшего личного взаимодействия заявителя с налоговым органом. Вместе с заявлением нужно будет направить скан-образы или фотографии страниц документа, удостоверяющего личность (паспорт гражданина РФ или военный билет) и собственное фото (селфи) заявителя с этим документом, открытым на тех же страницах, для подтверждения личности. Документы по результатам рассмотрения такого заявления в течение пяти рабочих дней направят на адрес электронной почты, указанный при его формировании (Письмо ФНС России от 7 октября 2022 г. № КВ-4-14/13416@ "По вопросу подачи заявлений о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в особый период в связи с частичной мобилизацией").
Если гражданин – будь то физическое лицо, ИП или самозанятый – подпадает под категории лиц, подлежащих призыву на военную службу в рамках частичной мобилизации, но еще не получил повестку о призыве, ему целесообразно заранее позаботиться о решении тех вопросов, которые невозможно будет решить после его направления в часть. Например, можно установить автоплатежи во избежание штрафов за нарушение сроков уплаты налогов или подготовить ксерокопии документов, которые могут понадобиться для решения ряда налоговых вопросов третьим лицам, выступающим в интересах мобилизованного (в частности, ИНН).
Поскольку сроки окончания частичной мобилизации, равно как и сроки завершения спецоперации, пока неизвестны, не лишним будет и оформить доверенность для родственников, коллег или друзей на выполнение отдельных действий, связанных со сдачей налоговой отчетности, получением налоговых вычетов и т. п. К слову, сделать это можно и в пунктах сбора мобилизованных граждан – некоторые регионы уже обеспечили работу нотариусов при таких пунктах. Причем нотариальную помощь мобилизованные получают на льготных условиях. Но даже если призываемый по мобилизации не успеет выполнить эти действия, у него останется возможность оформить доверенность через командира воинской части – такая доверенность в данном случае будет иметь ту же юридическую силу, что и нотариально заверенная доверенность.
Источник: ГАРАНТ.РУ